Дети.Отвечаем на оставшиеся вопросы.

Детей в Африке много, не может не броситься в глаза — толпы школьников в одинаковой форме, возвращающихся домой.

Мальчиков от девочек можно отличить только по юбке — стригут всех одинаково коротко.

Вообще с детьми тут особо не церемонятся — таскают их за спиной, проворно пролезают с ними в набитые людьми маршрутки, носят при этом тяжеленные корзины на голове, подметают, готовят, ходят по жаре и совершенно не беспокоятся, как он там. Дети сидят на земле, в праздники их угощают кока-колой, купают в холодной воде, лечат народной медициной и почему-то никогда не вытирают сопли.

Рожают тут барышни много, в семьях как правило три-четыре ребенка.

В Танзании запросто можно увидеть пятилетнего ребенка, который пасет овец иди продает пятилитровые канистры с подсолнечным маслом у дороги.

Школ очень много, в каждой деревне есть, все детки в неё ходят. Но это касается только primary school (первые семь классов), в котором они получатют образование на суахили. Всё, что дальше — secondary (4 года) и hi-school (два года), где уже преподают английский и куда приезжают волонтеры, за это все надо платить. Платить разумеется могут не все, поэтому как правило большинство детей в самом расцвете сил — после седьмого класса, предоставлены сами себе.

У кого есть возможность — начинают работать — помощниками водителей, поваров, перенимают что-то. Кто поленивее — просто шатается без дела.

Образование в университете и колледже тоже платное. И очень дорогое. Так что не торопитесь проходиться недобрым словом по России, пока не надо кидать жребий, кто из детей пойдет в колледж)

Зато многие дети тут с детства знают «give me money», «мгзунгу» и «hi». Такой не хитрый набор.

Самая популярная игрушка — шина от велосипедного колеса. Катают колесико палкой, часто еще соперничают, кто первый.

Еще один интересный момент — когда дети идут со школы, зачастую можно увидеть, как кто-то идет босиком.
Мы конечно вряд ли тянем до Африки, но даже воспоминания о том, как в школе, когда тебе приходилось ходить в зашитых кроссовках или перешитых маминых сапогах, на фоне щеголяющих в обновках одноклассниц, не самые приятные.
Но мы полагаем, что у них роль босых постоянно меняется. то есть пока у тебя нога одного размера, у тебя есть кроссовки, потом два размера ты ходишь босиком, потом опять дорастаешь до кроссовок большего размера. Но это лишь наши предположения.

Завидев нас, детки как правило начинают кричать, дразнится, но пока ни камней ни палок в нас не летело.

Однажды мы шли мимо школы, когда была перемена. Вся школа выстроилась возле дороги. Мы шли с рюкзаками по жаре под улюлюкание танзанийских школьников. Протянули одному руку, он за неё взялся и мы его потащили с собой, мол, забираем. Он, наверное, от льва бы так не отбивался, как пытался вырваться из наших рук. Под общий смех, мы отпустили жертву. Надеемся, он на какое-то время станет героем, который вырвался из лап беляшей)

Детки в более обеспеченых семьях учатся в хороших школах, с малых лет говорят по-английски, заплетают африканские косички и вообщем-то мало чем отличаются от привычных нашей фантазии детей — ходят на развивающие кружки, смотрят мультики и не парятся за будущее.

И еще одно. Не знаем, что уж там им преподают в школах, но у нас складывается впечатление, что очень немногое. На географических картах Россия у них подписана — Азия, они совершенно не в курсе как интернет может помогать им в жизни (даже те, у кого есть навороченные смартфоны или ноутбуки), про мировых музыкантов и писателей тоже не очень они в курсе.

В общем, что там волонтеры делает не ясно, но мы впервые четко видим, как целому поколению срезали пару десятков градусов в обзоре. Такое ощущение, что некоторые до сих пор думают, что можно дойти до края земли и упасть. Это черт возьми паршиво.

Но зато она свободны и независимы вот уже больше пятидесяти лет. Так бы были подданными Великобритании, думали бы про нас не очень. А так — Раша, раша, не знаем где, но любим!

Хороших вам учителей, а еще путешествуй..ТЕ, друзья, непременно!

Поделиться
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Комментировать